многоэтажных домах,
потому что это опасно…»
Заинтересовавшись, каким может быть определение понятия «безопасность», я набрел на проект Технического регламента Таможенного союза «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий», выложенный в сети Интернет. Как трактует этот ТР, «безопасные условия... – состояние среды обитания, которое характеризуется возможностью предотвращения вредного влияния ее факторов на человека». Что ж, предлагаю отсюда и начать…
Исходя из жизненного опыта, каждый может вспомнить самые разные случаи возникновения опасных ситуаций. Незакрепленный груз на шкафе или на тросе подъемного крана, превышение скорости движения транспортных средств, списывание на ЕГЭ, использование продуктов с прошедшим сроком годности, хранение лекарственных средств в доступном для детей месте, заправка самолетов «левым» топливом… - такие очевидно разные ситуации объединяются причиной их возникновения. Все они связаны с невыполнением некоторых правил, установленных кем-то для «потребителя» грузов, экзаменов или самолетов.
Наверное, это – не универсальная формулировка. Да и «ситуации» подобраны предвзято, с целью подтянуть именно этот вывод, про одинаковую причину. Но я склонен думать, что нарушение правил использования – одна из самых частых причин возникновения опасных для человека ситуаций в нашем насыщенном сложными техническими и социальными (ЕГЭ) системами мире.
Известно и банально, что современное общество – это общество не универсалов, а узких специалистов. Но из этого следует суждение поновее – человек обычно что-то производит для общества как специалист, а в потреблении каждый день сталкивается с неизвестными ему вещами и явлениями, созданными другими специалистами. И в правильном применении этих, незнакомых ему, объектов1, ему нужна помощь тех специалистов. Помощь приходит в виде инструкций, которые специалисты разрабатывают для потребителей.
В чем же суть такой инструкции? Все очень просто. Покупатель платит деньги за товар, рассчитывая получить нужные ему свойства этого товара (в том числе и свойства, делающие этот товар безопасным в применении). В инструкции же описано, как следует обращаться с товаром, чтобы эти свойства проявились.
Как выглядит такая «инструкция»? Раньше это называлось (и, справедливости ради, называется сейчас) Техническими условиями (ТУ) на товар. Смысл названия – именно в том, что это «технические условия договора поставки» товара: продавец гарантирует соответствие товара указанным в ТУ требованиям к свойствам товара при выполнении правил обращения с ним, указанным в этих же ТУ. Слово «раньше» я написал здесь потому, что в соответствии с современными законами название должно быть иным – «Стандарт организации» (СТО), смысл которого понятен интуитивно, а содержание – то же самое: гарантии свойств при соблюдении правил обращения.
Наверное, почти все читатели этого журнала знают, что мы много занимаемся вопросами, связанными с документацией на продукцию, и занимаем особую (насколько нам известно, пока ни одна компания нашего сектора не последовала за нами) позицию в отношении к этим документам на рынке2.
Да, наша компания ведет многолетнюю и эффективную работу по приведению в соответствие с законом и здравым смыслом традиций делового оборота и документации производителей нашей подотрасли. Эти меры – вынужденные. Нам НЕ НРАВИТСЯ эта работа. Мы с радостью отказались бы от нее, чтобы не отвлекаться от главной миссии любого промышленного предприятия – делать больше товара лучшего качества (простите за нечаянную цитату). Но мы в течение многих лет испытываем постоянный дискомфорт, известный всем добросовестным производителям строительных материалов России: повышение технического уровня продукции приводит к увеличению рынка сбыта и доходности бизнеса, но вскоре эта, вновь образованная ниша, начинает наполняться менее качественной продукцией, в результате чего понижается норма прибыли и «отбить» инвестиции в разработку продукции оказывается затруднительно. Кроме того, потребление низкокачественной продукции, заявляемой как «аналогичной», понижает доверие рынка к эффективным разработкам. Так вот, будучи крепкой и энергичной командой, коллектив нашего предприятия не согласен на такие условия деятельности, поэтому предпринимает меры в защиту своего рынка от агрессии вездесущих «суррогатчиков». Внешне же это проявляется как упомянутая работа по наведению порядка в деловом обороте…
В рамках этой работы мы пришли к некоторым более общим выводам, один из которых имеет отношение к приведенному в начале статьи определению безопасности, и мы хотим привести его здесь.
Состояние среды, о котором говорится в определении, зависит от правильности применения товаров (материалов, изделий и т.п.), а не от их изначальной «вредности». Ведь даже если товар представляет опасность (краска на растворителе, сильнодействующее лекарство, хрупкая ваза или электродрель 220 В…), но он сопровождается грамотным описанием и правилами применения (то есть – Техническими условиями или документом, им соответствующим), то товар перестает быть опасным. Достаточно знать свойства и инструкцию, аккуратно и точно следовать указаниям. Впрочем, есть одно «но»: надо учитывать, что цели продавца отличаются от целей потребителя. Продавец продает товар ради увеличения своей прибыли. Поэтому он вполне может заложить в документы на товар «не совсем точную» (если кому не нравится такая политкорректность, переделайте фразу ☺ ) информацию. Уверен, что каждый из нас с вами встречал такое в своей жизни.
Но и это вроде бы не беда. Специально созданные государством органы сертификации проверяют соответствие продукции и производств требованиям различных документов, в том числе и упомянутых Технических условий. И в случае соответствия «выдают документ» - Сертификат соответствия. Надо проверить наличие сертификата, и – уж госоргану-то можно же доверять. К сожалению, как показывает практика – нет, нельзя. Надо помнить, что добровольная сертификация в нашей стране оплачивается теми, кто заказывает проведение сертификации. А больше ниоткуда центру сертификации денег не получить. Вот и не настроены они (кому не нравится моя политкорректность… ☺ ) давать отрицательные заключения по таким испытаниям.
К тому же ответственность за недостоверные данные по результатам сертификации или нарушение процедуры сертификационных действий практически нулевая. Так что вывод может быть только один - рассчитывать на принципиальность органов сертификации не стоит. И это, к сожалению, доказано нашей работой в этой области.
Так что же делать потребителю строительных материалов в такой ситуации? Как узнать, что представляет из себя покупаемый им материал и как с ним обращаться, чтобы это было хотя бы безопасно для потребителя? Ответ, к сожалению, неприятный – все проверять самому. Либо долго и тщательно изучать документы, предлагаемые ему продавцом: везде и всегда есть люди честные и принципиальные, и их, как известно, гораздо больше, чем тех, «других». Надо просто понять, какой человек стоит за очередным сертификатом, протоколом, справкой, отчетом и т.п..
Причина – в дефекте системы сертификации. Эта система не защищает права потребителя как система. То есть – автоматически. Состояние этой системы не предотвращает вредное влияние ее факторов на человека. То есть система сертификации, пользуясь определением из проекта упомянутого выше Технического регламента, является опасной для человека.
В заключение приведу мнение профессионала. Для этого обратимся к эпиграфу. Эту фразу произнес в разговоре со мной человек, имеющий почти сорокалетний опыт инженера-строителя и не понаслышке знающий состояние дел в строительной отрасли…
С уважением,
С. А. Гладков, генеральный директор ООО «Производственное объединение «САЗИ».
1 Давайте, поскольку это соответствует цели статьи, сузим круг «вещей и явлений» до товаров – вещей, созданных для продажи.
2 Очень много такой информации есть на нашем сайте.
Публикация:
«Светопрозрачные конструкции», №3, 2012